В 2019 году исполнилось 243 года орловскому рысаку или орловской рысистой — одной из старейших и знаменитейших в России заводских пород лошадей – породе легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси. Известные своим использованием в русских тройках в качестве коренников, орловские рысаки используются также под седлом как прогулочные и спортивные лошади, а благодаря способности красиво изгибать шеи и держать голову хорошо смотрятся в упряжках и широко применяются в драйвинге.
Комплекс построек Хреновского конного завода
Название породы «орловский рысак» произошло от имени выдающегося русского коннозаводчика графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, возглавившего вместе со своим братом Григорием Григорьевичем дворцовый переворот 28 июня 1762 года, успех которого вознёс гвардейских офицеров Орловых на вершину почестей и влияния.
Братья Алексей Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы
Генерал-аншеф граф А. Г. Орлов-Чесменский
После восшествия Екатерины II на престол оба брата Орловы именным Высочайшим указом были произведёны в генерал-майоры, а так же, с нисходящим их потомством, в графское Российской империи достоинство. А право присоединить к фамилии своей проименование «Чесменский» и именоваться графом Орловым-Чесменским генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов получил за победу в Чесменском бою (1769 год), где он командовал эскадрой русского флота.
Коннозаводством граф А. Г. Орлов-Чесменский начал заниматься в 60-х годах XVIII века в своём подмосковном имении Остров, где им была собрана великолепная коллекция лошадей различных пород. Основу его поголовья составляли представители излюбленных пород того времени — испанской, датской, неаполитанской, английской, а также арабской, турецкой, персидской, туркменской. Орлову были переданы жеребцы Шах и Дракон, полученные Екатериной II в подарок от персидского шаха. А с 1769 года А. Г. Орлов начал завозить на завод лошадей, приобретенных им во время русско-турецкой войны, когда он командовал русским флотом в Средиземном море. Таким образом, к середине 1770-х годов Островской завод стал лучшим из частных заводов России.
Арабский жеребец Сметанка
История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф А.Г. Орлов ввёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца Сметанку, приобретённого у турецкого султана за огромную сумму в 60 тысяч серебром. Для сравнения — годовой бюджет государственного коннозаводства в 1774 году составлял около 25 тысяч рублей, а продажа лошадей из семи государственных конных заводов России пополнила казну в тот год всего на 5609 рублей.
Сметанка был необычно крупным для своей породы и очень нарядным жеребцом с несколько удлинённой спиной (у него оказалось девятнадцать пар рёбер вместо обычных для лошади восемнадцати). Свою кличку получил за светло-серую масть, практически белую, как сметана. Превосходно двигался на всех аллюрах, в том числе и на рыси. Однако в России арабский жеребец прожил недолго, меньше года. В 1777 году Сметанка пал, оставив четырёх сыновей и одну дочь, рождённых уже после его смерти.
Комплекс построек Хреновского конного завода
После смерти Сметанки в 1778 году граф А.Г. Орлов перевёл всех своих лошадей из подмосковного имения Остров в свое поместье в селе Хреновое Воронежской губернии, которое было пожаловано ему вместе с крепостными Екатериной II после дворцового переворота 1762 года. Здесь графом А.Г. Орловым еще в октябре 1776 был основан новый конный завод, который в дальнейшем вошел в мировую историю коннозаводства не только как рассадник и поставщик ценнейших пород лошадей, но и как пример превосходно организованного коневодческого хозяйства с великолепным комплексом производственных построек. Построенный по проекту знаменитого архитектора Д. И. Жилярди комплекс Хреновского конного завода ныне включен в золотой фонд памятников русской культуры.
На воронежской земле в полной мере раскрылся недюжинный талант графа А. Г. Орлова как зоотехника. В 1775 году уйдя в отставку, он смог посвятить себя реализации своей давней задумки — в одной лошади соединить красоту, сухость и грацию арабских скакунов с массивностью, мощью и рысистыми способностями западноевропейских упряжных пород. По задумке графа А. Г. Орлова, новая порода лошадей должна была обладать следующими качествами: быть крупной, нарядной, гармонично сложенной, удобной под седло, в упряжку и в плуг, одинаково хорошей на параде и в бою. Они должны были отличаться выносливостью в суровом российском климате и выдерживать долгие российские расстояния и плохие дороги. Но главным требованием к этим лошадям была резвая, чёткая рысь, поскольку бегущая рысью лошадь долго не устаёт и мало трясёт экипаж. В те времена резвых на рыси лошадей было крайне мало и ценились они весьма дорого. А отдельных пород, которые бегали бы устойчивой, лёгкой рысью, не существовало и вовсе.
Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санях, запряженным родоначальником «орловской рысистой» породы рысаком Барс-1
Новую породу лошадей удалось получить путём сложновоспроизводительного скрещивания. От рожденного от Сметанки жеребца серой масти Полкана в 1784 году был получен серый в яблоках жеребец Барс Первый, который был очень близок к задуманному графом образцу. В возрасте семи лет его поставили в завод производителем, где за 17 лет Барс I дал большое потомство, и его дети и внуки по своим внешним и внутренним качествам значительно превосходили всех остальных лошадей. Через несколько поколений в Хреновом не было ни одной лошади, не являвшейся прямым потомком Барса Первого, или, как впоследствии его начали называть, «Барса-родоначальника». В свою очередь, среди его многочисленного потомства самыми ценными оказались два жеребца: вороной Любезный I и серый Лебедь I. Все современные орловские рысаки по мужской линии восходят именно к этим двум сыновьям Барса Первого.
Испытание лошадей на резвость на ипподроме Хреновского конезавода
Первым в России начав испытывать лошадей на резвость и отбирать для заводского использования наиболее резвых и выносливых на рыси, граф А. Г. Орлов-Чесменский завёл знаменитые в то время «Московские бега», которые быстро стали популярным развлечением для москвичей. Летом Московские бега проводились на Донском поле, зимой — на льду Москвы-реки. Лошади должны были бежать чёткой уверенной рысью: переход на галоп (сбой) осмеивался и освистывался публикой. Граф А. Г. Орлов приглашал к состязаниям людей любых сословий на любой лошади, но неизменно его лошади одерживали верх. Так термин «орловский рысак» стал неотъемлемой частью названия породы.
Испытания рысаков на Центральном Московском ипподроме
Граф А. Г. Орлов-Чесменский на верховой лошади
Немногие посвященные люди сегодня знают, что Хреновской конезавод был колыбелью сразу двух орловских пород — знаменитой русской рысистой, а так же первой в России верховой породы лошадей, которая одно время значилась как утраченная, и была воссоздана в 1998 году.
Порода была создана в конце XVIII века на Хреновском конезаводе графом А. Г. Орловым-Чесменским, который будучи кавалерийским генералом, стремился создать строевую лошадь, годную как для ведения военных действий, так и для манежной езды. Путём сложного воспроизводительного скрещивания лошадей арабской, чистокровной верховой, азиатских (видимо, в основном туркменских) и европейских полукровных пород, он вывел новую породу, получившую впоследствии, как и орловский рысак, его имя.
По сути, лошади орловской верховой породы были закрепленными англо-арабами и сочетали в себе нарядность и грацию арабской лошади с ростом и силой английской чистокровной. Они, в отличие от орловских рысаков, свободно продавались из завода и быстро завоевали популярность. Они оказали решающее влияние на тип лошадей, которыми комплектовалась русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года.
Памятник графу А. Г. Орлову-Чесменскому
Источник:
Оставить комментарий